Петр Великий и культурное освоение янтаря в России. Выпуск 5
Юбилейная рубрика:
Петр Великий и культурное освоение янтаря в России
Формирование коллекций
Текст, подбор иллюстраций – И.А. Полякова.
Среди всех монархов я отдаю предпочтение именно ему. Между Его Величеством и мной существует многолетняя дружба. Когда я имел удовольствие принимать его у себя дома, он удостоил меня великой чести и пожал мне руку со словами: «Ты мой учитель».
Фредерик Рюйш (1638–1731) – нидерландский коллекционер, профессор анатомии и ботаники.
Из книги Л. Койманса «Художник смерти. Анатомические уроки Фредерика Рюйша».
1
Густав фон Мардефельд (ок. 1664–1729)
Петр Великий с чернокожим пажом
Музей Виктории и Альберта, Лондон. № 605-1882.
Во время поездки в европейские страны в 1697–1698 гг. Петр I с большим интересом посещал музеи и библиотеки, анатомические театры, ботанические сады и оранжереи, принадлежавшие королевским дворам Европы, университетам, известным ученым и владельцам торговых компаний.
В Голландии царь встречался со многими известными коллекционерами, владельцами кабинетов редкостей и кунсткамер, в том числе с Николаасом Витсеном (1641–1717), бургомистром Амстердама, картографом, управляющим Ост-Индской компании; Фредериком Рюйшем (1638–1731), профессором анатомии и ботаники, обладателем большой коллекции анатомических и зоологических образцов; Якобом де Вильде (1645–1721), купцом, основавшим собственный музей с обширным собранием «древностей». В Англии Петр осматривал Музей Лондонского королевского общества, коллекции Монетного двора в Тауэре и Музей Эшмола в Оксфорде.
2
Мария де Вильде (1682–1729)
[Петр I (справа) в кабинете редкостей Якоба де Вильде (слева) в Амстердаме 13 декабря 1697 г.]
Гравюра из книги Signa Antiqua e Museo Jacobi de Wilde. Amsterdam, 1700
Молодой царь мечтал открыть собственный музей в России. В 1714 г. в Петербурге было закончено строительство Летнего дворца и по распоряжению Петра I туда перевезли из Москвы его личную коллекцию и собрания Аптекарской канцелярии. Часть из них по причине все еще продолжающихся ремонтных работ расположили в Людских покоях. Коллекция быстро разрасталась и в 1718 г. была перемещена в большее здание – Кикины палаты (дом, конфискованный у опального вельможи А.В. Кикина). Появилась возможность расставить предметы, и в том же году музей открылся для посетителей. Сюда привезли также царскую библиотеку, включавшую редкие книги на русском и иностранных языках, и открыли химическую лабораторию. Тогда же приступили к строительству нового, соответствующего всем требованиям, здания Кунсткамеры на стрелке Васильевского острова.
«Натур»- и «куншткамора» вместили многочисленные раритеты, привезенные с Великим Посольством, присланные царем из других поездок по Европе, а также экзотические предметы азиатских стран: изделия из камня, слоновой кости, сандалового дерева. Назначение новой кунсткамеры еще в 1708 г. было определено «Запиской», составленной по просьбе Петра I Готфридом Лейбницем: «необходимо их (кабинеты и кунсткамеры. – И.П.) так устроить, чтобы они служили не только предметом общего любопытства, но средствами для усовершенствования художеств и наук».
3
Г.А. Качалов по рисунку И.Я. Шумахера
Кунсткамера
«Профиль второй залы с куриозными вещами в первом апартаменте…».
Гравюра из книги «Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук…»
Результатом общения Петра с европейскими коллекционерами и учеными стало приобретение в 1717 г. двух крупных собраний: одно из них принадлежало упомянутому выше Фредерику Рюйшу, другое – нидерландскому аптекарю Альберту Себе (1665–1736). Множество образцов «чужестранной» флоры и фауны, анатомические препараты, экзотические артифициалии и др. доставили в Россию.
Янтарь не занимал важного места в коллекциях Себы и Рюйша. В «Описании собрания редкостей», составленном Себой для Петра в 1715 г., янтарные предметы вообще не упоминаются. А Рюйш в одном из каталогов описывает лишь янтарную горошину, судьба которой нам неизвестна. Кусочек янтаря выскочил из носа четырнадцатилетней девочки, когда та чихнула. На дискомфорт в носу она жаловалась с пятилетнего возраста, когда, вероятно играя, и засунула в ноздрю маленький янтарный шарик.
4 Янтарная горошина из медицинской коллекции Фредерика Рюйша Фрагмент гравюры из книги: Ruysch F.Opera omnia anatomico-medico-chirurgica…Amsterdam, 1737[1]
|
Большое количество образцов янтаря содержала другая коллекция, купленная в Данциге за три года (по некоторым документам – за год) до упомянутых выше приобретений. Она формировалась двумя поколениями городских докторов – отцом, Кристофом (1636–1700), и сыном, Иоганном Кристофом (1670–1713), Готвальдами[2]. Приобретением этой коллекции, включавшей раковины, минералы и драгоценные камни, было положено начало минералогическому собранию Кунсткамеры. Ее научная история по-настоящему началась в России: последовала работа по описанию, систематизации и изучению образцов. Уже в 1720 г. польские послы, посетившие петербургскую Кунсткамеру, сообщали: «Показывали нам также янтарь и рассказывали, как он рождается; а именно, есть деревья, с веток которых, когда их хорошо нагреет солнце, в морскую воду стекает смола и там дистиллируется. В янтаре были мухи, пауки и прочая нечисть, так как он, образуясь, не выпускает захваченного, и так растет от взаимодействия солнца и соленой воды и действительно обладает той особенностью, что прилипает, если его нагреть».
Описание коллекции янтаря стало первым научным заданием в Петербургской академии наук для Михаила Васильевича Ломоносова, вернувшегося в 1741 г. в Петербург после обучения за границей. О предметах этого собрания мы можем судить лишь по аукционному каталогу 1714 г., так как пожар, случившийся в Кунсткамере в 1747 г., уничтожил большинство янтарных экспонатов. Как и в других европейских музеях того времени, это были янтари с инклюзами, образцы, демонстрирующие разнообразие цветовой гаммы камня, а также художественные изделия.
[1] Пример используется современными учеными (Э. Рагацци) для иллюстрации низкой аллергенности янтаря.
[2] Об этой коллекции читайте в статье Д.Д. Новгородовой в издании Музея янтаря. https://m.ambermuseum.ru/home/for_specialists/books/info?id=5fcfd071217116807e8b5810
Образцы янтаря с включениями из коллекции Калининградского музея янтаря – типичные предметы кабинетов редкостей XVIII в.
Важно, что по указу царя коллекция натуралий пополнялась местными образцами, присылаемыми учрежденной Петром в 1719 г. Берг-коллегией с открытых в России месторождений. Научные экспедиции доставляли раритеты и «аптекарские вещи». Появился в собрании и свой янтарь: находившийся на службе в России немецкий врач и ботаник Иоганн Готлиб Мессершмидт (1685–1735), отправленный царем с первой экспедицией в Сибирь (1719–17270, прислал в Кунсткамеру «зерна» янтаря, найденные на берегах Хатанги, а также редкий черный янтарь из кургана близ реки Тесь.
Литература и источники
Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л. : Наука. Лен. отд., 1991.
Копанева Н.П. Первые коллекции Кунсткамеры: собрание Христофа Готтвальда // Индоевропейское языкознание и классическая филология – XVII. СПб. : Наука, 2013. С. 445–450.
Летопись Кунсткамеры. 1714–1836 / Авт.-сост. М.Ф. Хартанович, М.В. Хартанович. Отв. ред. Н.П. Копанева, Ю.К. Чистов. СПб.: МАЭ РАН, 2014.
Новгородова Д.Д. Первая научная коллекция янтаря в России // Янтарь в истории медицины: материалы международной научной конференции / под ред. И. А. Поляковой, Т.Ю. Суворовой ; Калининградский областной музей янтаря. Калининград, 2016.
Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук, библиотеки и Кунсткамеры, которых представлены планы, фасады и профили. СПб.: при Императорской Академии Наук, 1741.
Пекарский П.П. Науки и литература в России при Петре Великом : исследование П. Пекарского. СПб. : Тов-во «Общественная польза», 1862. Т. 1. «Введение в историю просвещения в России XVIII столетия».
Первый исследователь Сибири Д. Г. Мессершмидт: Письма и документы. 1716–1721 / Сост.: Е. Ю. Басаргина, С. И. Зенкевич, В. Лефельдт, А. Л. Хосроев; под общ. ред. Е. Ю. Басаргиной. СПб. : Нестор-История, 2019.
Календарь работы этого события
Обозначения:
- 33 – день работы выставки или события;
- 33 – сегодняшний день;
- 33 – музей закрыт для посещения;
- 33 – музей открыт для посещения.