Экспонат месяца

Период и даты проведения:
c 01 по 30 Ноября 2022

Шкатулка

1926–1945

Автор Г. Брахерт (1890–1972).

Государственная янтарная мануфактура

Кёнигсберг, Восточная Пруссия

Янтарь, металл, дерево

 

 

Шкатулка прямоугольной формы, с откидной крышкой, которая крепится на шарнирах. Выполнена из светлого дерева и облицована с лицевой стороны (кроме днища) пластинами натурального янтаря, примерно в одной и той же темно-желтой и оранжевой цветовой гамме. На лицевой поверхности помещены гладкие, хорошо обработанные пластины янтаря в форме правильных шестиугольников. В центре размещен квадратный кабошон из облачного янтаря, обрамленный металлической рамкой. Вокруг расположено 16 декоративных элементов темного цвета в виде рельефных шурупчиков. Периметр шкатулки обрамлен металлическим ободом.

Шкатулка была выполнена на  Государственной янтарной мануфактуре в 1926 – 1945 гг. по проекту скульптора Германа Брахерта. Подобные шкатулки упоминаются в каталоге: Резчикова В.И. Янтарь в творчестве Германа Брахерта. Калининград, 2015. С. 67, 92. С тыльной стороны предмета есть клеймо производителя SBM (Staatliche Bernsteinmanufaktur Königsberg) (Государственная янтарная мануфактура).

Государственная янтарная мануфактура в Кёнигсберге была основана в 1926 году Прусским горно-металлургическим акционерным обществом «Пройссаг», которое распоряжалось залежами янтаря в Восточной Пруссии. В ее состав вошло пять частных янтарных предприятий Германии: Х. Барта, Р. Гомпельзона, В. Витцки, Х.Л. Перлбаха и М. Вайдта. Численность рабочих на Мануфактуре в Кёнигсберге составляла 1150 человек. Она располагалось на улице Заттлергассе, 6 и существовала до окончания Второй мировой войны. Это было крупнейшее предприятие по переработке балтийского янтаря в мире. Изделия SBM отличали высокий художественный уровень и мастерство исполнения. Над дизайном изделий работали знаменитые художники и скульпторы Восточной Пруссии, среди которых были Герман Брахерт (1890–1972), Ян Хольшу (1909–2000), Ханс Виссель (1897–1948) и др. 1930–1940-е годы называют «вторым золотым веком» янтарного искусства после эпохи расцвета художественной обработки «солнечного камня» в XVII–XVII веках.

Показать календарь работы

Календарь работы этого события

Обозначения: