Петр Великий и культурное освоение янтаря в России. Выпуск 4

Период и даты проведения:
c 17 Октября 2022 по 31 Декабря 2022

Юбилейная рубрика:

Петр Великий и культурное освоение янтаря в России

Янтарная коллекция Петра I. Дары и приобретения

Текст, подбор иллюстраций  – И.А. Полякова.

Неизвестный художник

Петр Великий, царь России

Россия. 1700–1749

Рейксмузеум, Амстердам. Инв. № SK-A-116

Существует легенда, что вместе с зеркалом (см. наш предыдущий очерк) из предложенных Фридрихом I предметов Петр выбрал также небольшую шкатулку, которая в описях конца XVIII–XIX вв. значится как «ларчик из янтаря». Шкатулка пополнила коллекцию кабинетных вещей, что так нравились царю. Как и зеркало, она входит в собрание Государственного Эрмитажа, а ее воспроизведение 1980-х гг. находится в Музее янтаря.

 

  

Неизвестный мастер

Шкатулка янтарная с ключом

Пруссия. Кон. XVII в.

             Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.              

Инв. № ЭРТх-2114

 

Ерцев В.П., Ерцев Г.П., Ерцева М.Г., Колчин А.А., Николаенко А.Г.

Шкатулка янтарная с ключом

Повторение изделия кон. XVII в.

Ленинград, Комбинат декоративно-прикладного искусства Лен. отд. Художественного фонда РФ. 1982

Калининградский областной музея янтаря. КМЯ 1 № 1508

Фотография С. Ломакина

 

 

Нарядные шкатулки из пластинок матового и прозрачного янтаря, изготовлявшиеся в Гданьске в конце XVII – начале XVIII вв., были популярны в качестве подарков и служили для хранения мелочей. В нашем случае шкатулка снабжена медным золоченым накладным замком и закрывается на ключ.

В сохранившихся источниках ничего не сказано о том, почему Петру понравился этот предмет. Возможно, не последнюю роль в его выборе сыграла иконография изделия.

Завершением шкатулки служит скульптурное изображение женщины, полулежащей на снопе колосьев и держащей в руке серп. Головка утрачена. Наиболее близкий и популярный в искусстве того времени иконографический тип – Церера (Лето). Церера (в древнегреч. мифологии – Деметра) – богиня производительных сил земли, произрастания и созревания злаков, а также подземного мира, материнства и брака.

Цереру почитали как защитницу урожая от грабителей, ей посвящали праздники жатвы, поэтому она часто изображалась со снопом пшеницы, серпом и композициями из колосьев в сочетании с различными растениями. То, что шкатулку украшает именно Церера, а не аллегория августа, подтверждают расположенные по углам костяные фигурки, напоминающие змеиные головы: в запряженной змеями (по другой версии – драконами) колеснице Церера отправилась на поиски своей дочери Прозерпины (в древнегреч. версии – Персефоны),  похищенной богом подземного царства и смерти – Плутоном.

Жан Антуан Ватто (1684–1721)

Церера (Лето)

1717–1718

Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

 

Такая трактовка позволяет объединить два иконографических сюжета: «Церера, символизирующая урожай и плодородие» и «Церера, разыскивающая Прозерпину».

Пинтуриккио (Бернардино ди Бетто ди Бьяджо) (ок. 1452–1513)

Колесница Цереры

Италия. Ок. 1509

Панель потолка дворца Пандольфо Петруччи

Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США. Инв. № 14.114.8

 

Фрагмент шкатулки

 

Пьетро ди Анджелис (работал между 1769 и 1825)

Колесница Цереры

Италия. XVIII в.

Национальная галерея искусств, Вашингтон, США. № 1998.35.1

 

Еще один предмет из коллекции Эрмитажа, традиционно связываемый с петровской коллекцией и представленный копийной версией в Музее янтаря, – резной кубок с крышкой. Это кёнигсберская работа, на что указывают завершение в виде шишечки пинии и выполненные в плоском рельефе изображения  фантастических птиц (часто встречающийся мотив) на всех пяти пластинках тулова.

Неизвестный мастер

Янтарный кубок

Кёнигсберг. XVII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Инв. № Э-6282

 

Ерцев В.П., Ерцев Г.П., Колчин А.А., Николаенко А.Г.

Янтарный кубок

Повторение изделия XVII в.

Ленинград, Комбинат декоративно-прикладного искусства Лен. отд. Художественного фонда РФ. 1982

Калининградский областной музея янтаря. КМЯ 1 № 1498

 

Коллекция художественного янтаря Петра I пополнялась также его собственными приобретениями: он охотно покупал янтарные вещи во время своих визитов в Кёнигсберг, Гданьск и Дрезден. В Дрездене царь неоднократно посещал мастерскую токаря и резчика Вильгельма Крюгера, работавшего вместе с сыном при Саксонском королевском дворе. Крюгерам приписывают изготовление янтарных шкатулочек, табакерок, футляров и игольниц, что находятся в дрезденском Зеленом своде и Государственном Эрмитаже (хранитель Галереи драгоценностей Императорского Эрмитажа А.Е. фон Фёлькерзам полагал, что представленная ниже табакерка – работа дрезденских мастеров), однако ни один из предметов не подписан.

Табакерка

Германия. Первая половина XVIII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Инв. № Э-3643

 

Известно, что Петр I увлекался токарным ремеслом, резьбой по кости и дереву. Была среди его работ и небольшая (высотой в три вершка) янтарная фигурка Вакха, держащего в руках виноградную гроздь.

 

«Токарная» (рабочий кабинет) в домике Петра I

Альбом 200-летнего юбилея императора Петра Великого. 1672–1872. СПб. : Герман Гоппе, 1872        

 

Литература и источники

Балтийский янтарь в собрании Эрмитажа : каталог выставки. СПб. : Государственный Эрмитаж, 2002.

Беляев О.П. Кабинет Петра Великаго <…> СПб. : При Император. Академии наук, 1793. Ч. 1–2.

Беляев О.П. Кабинет Петра Великаго <…> СПб. : При Император. Академии наук, 1800. Отд. 2.

Опись предметам, сохраняющимся при Имп. Академии наук (в здании Кунсткамеры), в отделении, называемом Кабинет Петра Великого, приведенном в новое устройство в 1837 году [СПб. : б.и., 1837].

Путеводитель по Кабинету Петра Великого и галерее драгоценностей / [сост. барон Г. Ливен, ст. хранитель Эрмитажа]. Санкт-Петербург : Эрмитаж, 1901; 1902.

Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом / Сост. Г.В. Есипов. М. : Университет. тип., 1872. Т. 1–2.

Фёлькерзам А.Е. фон. Янтарь и его применение в искусстве // Старые годы: Еженедельник для любителей искусства и старины. 1912. Ноябрь. C. 3–15.

Связанные события

Показать календарь работы

Календарь работы этого события

Обозначения:

  • 33 – день работы выставки или события;
  • 33 – сегодняшний день;
  • 33 – музей закрыт для посещения;
  • 33 – музей открыт для посещения.
2022 год
Январь
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Февраль
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28123456
Март
28123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
Апрель
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
Май
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Июнь
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
Июль
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Август
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Сентябрь
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
Октябрь
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Ноябрь
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829301234
Декабрь
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311