Очерк о книге Отто Пелки «Янтарь», посвященный столетию монографии

Период и даты проведения:
11 Января 2021

Dr. Otto Pelka

BERNSTEIN

Berlin
Richard Carl Schmidt & Co.
1920

Д-р Отто Пелка

ЯНТАРЬ

Берлин
Изд-во «Рихард Карл Шмидт & Ко»
1920

Автор: И.А. Полякова

Имя Отто Пелки (1875–1943/4) известно каждому, соприкоснувшемуся с темой художественной обработки янтаря в Германии XVII–XVIII столетий. Он впервые системно и в форме монографии представил читателю янтарь как материал декоративно-прикладного искусства. Он также ввел в научный оборот термин Bernsteinkunst (букв. «янтарное искусство»), который, во избежание стилистической шероховатости и исходя из контекста, на русский язык приходится переводить менее емким словосочетанием «художественная обработка янтаря». К сожалению, ссылки на сочинения  Пелки не так часто можно встретить в современной, особенно русскоязычной, литературе. Поэтому столетний юбилей книги «Янтарь», экземпляр которой представлен в библиотеке Калининградского областного музея янтаря, – повод напомнить о не утративших своей актуальности суждениях немецкого искусствоведа.

Тематика книг и статей Пелки охватывает широкий круг вопросов истории искусства и современного искусствознания. В поле его внимания – раннехристианская символика и коптские древности, художественное стекло, фарфор и керамика, готические и барочные резные работы из слоновой кости, художественные изделия из металла и дерева. Сто лет назад вышли сразу две монографии, посвященные популярным в европейском декоративно-прикладном искусстве материалам, – слоновой кости и янтарю.

В конце XIX века немецкий искусствовед Евгений (Ойген) фон Чихак (1853–1918) сокрушался,  что число сохранившихся янтарных произведений искусства невелико, но, тем не менее, отмечал, что уцелевших достаточно, чтобы оценить методы обработки, особенности оправ и принципы сочетания янтаря с другими материалами: слоновой костью, благородными металлами, полудрагоценными камнями. Эту задачу взял на себя Отто Пелка. Кроме монографии «Янтарь», с 1917 по 1940 г. были изданы пять его работ, посвященных художественному янтарю: «К истории художественной обработки янтаря» (1917), «Янтарных дел мастера» (1918), «Старинные янтарные изделия» (1919), «О творчестве янтарных дел мастера Георга Шрайбера из Кёнигсберга» (1936), «Пропавшие янтарные предметы из Музея Сетталы в Милане» (1940). Монография «Европейский янтарь», на которую его коллеги ссылались в 1938 г. как на готовящуюся к печати, судя по всему, осталась в рукописи.

Книга Пелки начинается историческим очерком торговли янтарем с выделением главных маршрутов, характеристикой древних центров янтарного ремесла и знаменитых янтарных артефактов. Далее, раскрывая особенности янтаря как материала, автор обращает внимание на многообразие приемов обработки камня и особенно на методы, тесно связанные с теми, что применялись в работе со стеклом, слоновой костью и драгоценными камнями. Показаны особенности отдельных школ, мастерских и местных традиций в целом. Имена мастеров представлены не в связи с фактами их приема на работу, получения заказа или жалования, как это делалось раньше, а в контексте своеобразия их творчества и стиля. Пелка первый историк искусства, написавший отдельную статью о янтарных дел мастере, основавшем мастерскую в Кёнигсберге, – Георге Шрайбере.

1

Обращаясь к историческому, формальному и стилистическому анализу предмета, Пелка раскрывает культурный смысл художественных произведений из янтаря, отслеживает стилистические взаимосвязи, принципы соотношения формы и цвета, гравюрные источники изделий; по особенностям комбинации элементов стиля определяет время их создания.

2

Книга «Янтарь» демонстрирует использование многочисленных документальных источников,  каталогов, инвентарных описей, архивных материалов  (что само по себе в раскрытии темы янтаря для начала XX в. ново), а также их обстоятельную культурологическую интерпретацию. Одна из дорогих для автора архивных находок, опубликованная в статье 1917 г. и книге «Янтарь», – эскизы и сопровождающие документы изделий гданьского мастера Михаэля Редлина (шкатулки-кабинета, шахматного комплекта и люстры), предназначенных в дар Московским правителям. Предметы не сохранились и, по предположению Пелки, сгорели в 1737 г. при пожаре в Московской Оружейной палате.

3

Книга «Янтарь» – это также профессиональный обзор известных мировых коллекций художественного янтаря, в котором представлена типология предметов и их лучшие образцы в европейских музеях Германии, Англии и России. Как, например, сопоставление двух лучших рам, созданных из янтаря: в Янтарной комнате в Царском Селе (подарок императрице Елизавете Петровне Фридрихом Великим в 1745 г.) и в музее Брауншвейга.

 

4

Отто Пелка – первый немецкий искусствовед, включивший в сферу исследовательского интереса янтарные экспонаты музеев России. Отдельную главу своей книги он посвятил Янтарной комнате в Царском Селе. Реалии Первой мировой войны и революции  в России сделали невозможным обращение непосредственно к предметам, поэтому Пелка тщательно изучал всю доступную литературу. В переводе русскоязычных источников ему помогал искусствовед Иоганн Курцвелли (1867–1922), с 1901 г. возглавлявший в Лейпциге музей истории города.

5

Искусство и ремёсла барокко, похоже, не знают границ в использовании материала; в особенности они не сдерживаются в изобретении вариантов обработки, а радость от заморских вещей соответствует ранее неслыханной склонности к изобретению в техническом отношении. Именно в янтаре эта универсальность проявилась лучше всего, будь она сознательно преследуемой или практикуемой неосознанно.

О. Пелка «Янтарь»
Перевод с нем. А.К. Естафьева

Примечание. Книга «Янтарь» содержит 117 черно-белых фотографий янтарных предметов (отдельные, дошедшие до наших дней, представлены в настоящем очерке в цветной версии):

(1)  Янтарный кувшин в оправе из золота и эмали
Мастерская Георга Шрайбера
Германия, Кёнигсберг. Нач. XVII в.
Государственное художественное собрание Дрездена, Зеленые своды, Германия
Фотография из книги: Sponsel J.L. Das Grüne Gewölbe: eine Auswahl von Meisterwerken der Goldschmiedenkunst… Leipzig : Verlag von Hiersemann, 1932. Bd. 4. Taf. 51.

(2)  Настольный игровой комплект
Ганс Клингенберг. Кёнигсберг, 1611.
«Музейный ландшафт Касселя», Гессен
Инв. № KP B VI/I.218
URL: https://datenbank.museum-kassel.de/29125/0/0/0/s17/2/100/objekt.html

(3)  Рожок янтарной люстры
Рисунок Михаэля Редлина
Из книги О. Пелки «Янтарь»
Рис. 87, с. 22.

(4)  Высокая кружка из янтаря с изображением персонификаций грехов
Германия, Кёнигсберг. Ок. 1640—1660
Британский музей, Лондон, Великобритания
Наследство Уоддесдон. № WB.229
URLhttps://www.britishmuseum.org/collection/object/H_WB-229

(5)  Флакон
Германия. К-ц XVII – нач. XVIII вв.
Государственный Эрмитаж
Инв. № Э-2693
URL: https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/112554

Показать календарь работы

Календарь работы этого события

Обозначения:

  • 33 – день работы выставки или события;
  • 33 – сегодняшний день;
  • 33 – музей закрыт для посещения;
  • 33 – музей открыт для посещения.
2021 год
Январь
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Февраль
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Март
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Апрель
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
Май
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Июнь
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829301234
Июль
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
Август
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Сентябрь
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
Октябрь
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Ноябрь
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
Декабрь
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112