Logo

Янтарная мануфактура

История Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуры

Государственная янтарная мануфактура в Кёнигсберге была основана в 1926 году как Акционерное общество с филиалами в Берлине и Данциге.

Добыча янтаря осуществлялась в посёлке Пальмникене, где происходила первичная обработка камня и находился плавильный цех. Центром конечного производства стал Кёнигсберг.

Здесь располагались сортировочная фабрика, цех прессования и дирекция Мануфактуры. Численность рабочих к концу 1930-х годов составляла 2650 человек.

Особенное внимание придавалось качеству исполнения и высокому художественному уровню янтарных изделий. С начала 1930-х годов была развёрнута широкая рекламная кампания по популяризации «Германского золота» внутри страны. В Пальмникене праздновался «День янтаря», где во время красочного шествия демонстрировались огромные муляжи выпускаемой продукции.

Представительства Мануфактуры были открыты в Париже, Лондоне, Вене, Брюсселе и Нью-Йорке. Изделия Мануфактуры получили международное признание также благодаря участию во многих выставках, где они не раз были отмечены высокими наградами.

Государственная янтарная мануфактура стала крупнейшим в мире предприятием по добыче и обработке янтаря. Высокий художественный уровень её массовой продукции сыграл огромную роль в популяризации янтарных изделий далеко за пределами Германии.

Изделия Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуры

Разнообразный ассортимент изготавливаемых на Мануфактуре изделий был разделён на пять групп.

Самую многочисленную составляли ювелирные украшения. Вторая группа включала предметы быта. К третьей относились предметы религиозного культа. В четвёртую входили сувениры, памятные медали, спортивные призы, разнообразные значки.

Однако производство не ограничивалось выпуском серийной продукции. Пятую группу составляли высокохудожественные авторские изделия, скульптуры и рельефы из янтаря. А знаменитые модели янтарных парусников стали настоящими раритетами.

Особое значение в создании уникальных изделий придавалось возвращению к традициям старых немецких мастеров XVII-XVIII веков. С этой целью в 1930 году на должность художественного консультанта был приглашен известный скульптор Германн Брахерт. Его изделия сочетали в себе стройное благородство и конструктивную рациональность школы дизайна Баухаус.

То же можно сказать и о Яне Хольшу, последователе Брахерта. Став в 1933 году художественным руководителем Мануфактуры, он поставил задачу расширить программу производства и установить для изделий заранее высокую художественную планку. Под его руководством и по его эскизам наряду с массовой продукцией на Мануфактуре стали изготавливаться дорогостоящие предметы обихода высокого художественного качества.

Курительные принадлежности

В ассортименте предметов быта из янтаря видное место занимали курительные принадлежности. Помимо классических мундштуков, янтарь широко применялся для изготовления пепельниц, сигаретниц и портсигаров.

Раритетом сегодня являются дымопоглотители, или аромакурительницы, специальные приспособления, предназначенные для «облагораживания» воздуха в помещении. Под воздействием тепла лампы накаливания ароматическое масло испарялось через отверстия, находящиеся в верхней части сосуда, и своим ароматом приглушало запах табака.

Многие аксессуары из янтаря традиционно служили в качестве маленьких и практичных подарков.

Таковы элегантные зажигалки и ножи-гильотины, предназначенные для обрезания кончиков сигар. Эти предметы декорировали хорошо подогнанными друг к другу кусочками янтаря.

Лаконичное янтарное оформление хорошо сочеталось с серебром и другими металлами, как, например, в пепельницах со специальными лунками для сигар или сигарет.

Письменные приборы

Типичной массовой продукцией Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуры были письменные принадлежности. Они выполнялись из металла или дерева и украшались янтарём. Широкое распространение получили настольные приборы, которые служили, прежде всего, для украшения письменного стола и пользовались у покупателей большим спросом в качестве подарков.

Основа письменного прибора тщательно обклеивалась слегка отполированными кусочками янтаря. В верхней части устанавливалась чернильница с откидной крышкой, по обе стороны которой располагались металлические подставки и фиксаторы для перьевых ручек.

Почти исчезнувшим аксессуаром на письменных столах является пресс-папье, предназначенное для промокания написанного чернилами текста. Наряду с ножом для бумаг, печатью, канцелярским прессом и подставкой для писем, пресс-папье являлось неотъемлемой частью настольного набора.

Рекламные акции мануфактуры

В 1930-1940-е годы продукцию Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуры можно было встретить в крупнейших магазинах многих европейских столиц. Часто витрины в рекламных целях украшали портреты звёзд германского кинематографа.

Дэйзи д’Ора, баронесса фон Фрайберг, «Мисс Германия» и «Мисс Европа» 1931 года, фотомодель, завоевавшая мировую популярность в фильме «Ящик Пандоры» (1929).

Ольга Чехова, русско-германская актриса из семьи обрусевших немцев, супруга артиста Михаила Чехова. На 1930-е годы пришелся пик её популярности, и в 1936 году она получила высшее звание «Государственной актрисы».

Лиль Даговер, сыгравшая главные роли во многих немецких фильмах, воплощая образы «галантных дам». В 1937 году она получила звание «Государственной актрисы».

Валери Бусби, киноактриса, популярная звезда Веймарского кино в конце 1920-х – начале 1930-х годов, воплощавшая популярный в то время образ роковой женщины.

Украшения

Бусы, броши, серьги, кулоны, браслеты и кольца выпускались Мануфактурой массовыми сериями. Для их изготовления использовался натуральный, а также прессованный и окрашенный янтарь, который часто сочетался с металлом.

Наиболее ярко природная красота «солнечного камня» проявлялась в брошах и кулонах.

Благодаря особенностям конструкции, именно в этих изделиях многократно отполированный «дикий» камень превращался в благородный кабошон, красоту которого оттенял матовый блеск серебра. Распространёнными мотивами для изготовления брошей были листья растений, цветы и фрукты.

Бусы отличались друг от друга по форме и типам креплений. Самыми универсальными в массовом производстве по праву считались продолговатые и круглые бусины из облачного или прозрачного янтаря, которые прекрасно гармонировали с одеждой и могли украсить женщину любого возраста и общественного положения.

Шкатулки

Значительную группу изделий составляли шкатулки, разнообразные по форме и назначению: от маленьких ящичков с янтарными вставками на крышке до больших мозаичных ларцов.

Мозаика выполнялась в виде растительного узора, характерного для арт-деко, либо в модном функционалистском стиле из прямоугольных пластин, плотно подогнанных друг к другу.

Тенденции, существовавшие в прикладном искусстве того времени, способствовали открытию новых возможностей применения материала и созданию стиля, свойственного изделиям Мануфактуры, в том числе характерного мозаичного набора.

Дизайном шкатулок занималась группа художников, которые после 200-летнего «молчания великого искусства обработки янтаря» проделали в этой области поистине новаторскую работу.

Скульпторы Герман Брахерт и Ян Хольшу смогли творчески осмыслить и совместить практичность и дешевизну изделий – фирменные принципы Мануфактуры – с оригинальностью и современностью их внешнего вида.

Значки и памятные знаки

Пик производства значков, сувениров и спортивных призов приходится на 30-е годы XX века. В зависимости от назначения и спроса изделия могли выпускаться как большими партиями, так и в количестве нескольких образцов.

Например, символы власти для бургомистров создавались по специальным заказам, как правило, в одном экземпляре, и, напротив, значки могли выпускаться тысячными и миллионными тиражами. К подобным изделиям относятся нагрудные знаки в форме листика или цветка, вручавшиеся участникам акции «Зимняя помощь», в ходе которой осуществлялся сбор одежды и продуктов питания для безработных и нуждающихся в 1933 - 1943 годах. Мануфактура выпустила около 60 миллионов таких значков!

Большими партиями изготавливались также плакетки и медальоны в честь знаменательных событий. Среди них медальон с изображением Кёнигсбергского собора, выпущенный в 1933 году к 600-летнему юбилею его основания и знак «Германской Восточной ярмарки», изготовление которого было приурочено к проведению сельскохозяйственной выставки в Кёнигсберге в 1936 году.

Сувениры и спортивные призы

Неизменно большое внимание уделялось сувенирной продукции, отражающей неповторимый восточнопрусский колорит. Здесь янтарь выступал уже в качестве уникального «фирменного» материала. 

Мотивами этих изделий служили национальные восточнопрусские символы. К таким традиционно относится изображение лося. Типично кёнигсбергский сувенир – миниатюрная памятная доска, посвященная И. Канту, копию которой и сегодня можно видеть у подножия замковой стены.

Знаменитое изречение философа на ней гласит: «Две вещи наполняют душу всё новым и возрастающим восхищением и благоговением по мере того, как задумываешься над ними всё глубже и дольше: звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».

Одну из самых многочисленных категорий составляли спортивные призы, среди которых кубки и тарелки, выполненные из янтаря и серебра и использовавшиеся в качестве почётных призов на Олимпийских играх в Берлине в 1936 году. Использование янтаря в изготовлении спортивных призов, несомненно, подняло его статус.

В результате янтарь под рекламным лозунгом «Германское золото» стал равноправным в ряду материалов, обычно использовавшихся для подобных предметов, таких как: золото, серебро или ценные породы дерева.