Боркин Виктор Алексеевич

Дата:
15 Декабря 2014

Родился 1953 году в Калининграде. В 1982 году окончил Ленинградский техникум физической культуры и спорта по специальности «преподаватель физической культуры».

Сказать, что Виктор Боркин работает с янтарем, это значит ничего не сказать, – он им живет, и редко употребляемый глагол «восхищаться» то и дело мелькал в нашем разговоре. Художник занимается янтарем уже 30 лет. В это увлекательное дело попал из спорта, где добился немалых успехов.

Свою творческую биографию В. Боркин неизменно начинает с признательности Калининградскому самодеятельному художнику Эдуарду Попилухе, чья личность, обаяние и чья страсть к янтарю повлияли на выбор второй профессии. За время работы в ювелирном творчест- ве освоил все ручные техники, может работать с любым металлом, и с металлом практически может все, или почти все: от ювелирной пайки до чугунного литья. Его скрупулезность и тщательность в работе достигает такого уровня, что становится уже недостатком.

Размышления о карьере, успехе, будущем своих работ, интересуют мало, просто делает, что делает и старается делать это как можно лучше. Эволюция творчества – от избыточности фактуры, динамики форм – к минималистской строгости и ясности последних решений. Об остальном интересней говорит сам:

- …мне кажется, что янтарь – самыйувлекательный материал: красавец-камень, интереснее, чем бриллиант. Там – сверкание, здесь – древняя смола, включения, рисунок, цвет… и каждый раз новые. Камень так силен сам по себе, что попытки его украсить, декорировать, как не изощряйся, ничего не прибавят, может, убавят.

«Вскрываешь» камень – там все есть, и начинаются мучения, как все это не испортить. Если нет бескорыстного восхищения камнем, его легко «убить» – безграмотной оправой, или сделать из него кораблик, розу, янтарную комнату, то есть отнестись как к средству, как к поделочному материалу, а не к самостоятельной ценности. Я сам этим раньше грешил, хотелось сделать оправу поярче, пооригинальней. Сейчас думаю, что участие другого материала в композиции должно быть минимальным: защищать от царапин, приспособить для ношения, поэтому и форма должна быть не декоративной, а функциональной. Мне, вообще, кажется, что металл – не лучшее соседство для янтаря.

Янтарь – господин, но и металл – не слуга, два разных самодостаточных материала… Сам янтарь не ношу, но если бы пришлось – носил бы просто на шнурке, при этом шнурок представляется мягким, лохматым, из пеньки… Самое любимое произведение? Янтарное ожерелье, которое делал много лет назад. Просто на кайфе. Долго подбирал по форме, цвету; долго собирал, испытывая тихую радость от самого процесса. Еще одна важная для меня работа – брошь «Рождение мира». Я тогда замахнулся на то, чтобы ввести философию в ювелирное украшение, как получилось – не знаю. Но мне оно дорого…»

Наталья Пономаренко

Участие в выставках:

1993 – Выставка-конкурс «Собор», Калининградский областной историко-художественный музей;
1995 – «Янтаря притягательный свет», Калининградская художественная галерея;1997
1995 – «Мир, окружающий нас», Калининградская организация Союза художников России;
1998 – «Рождественская выставка», Калининградская организация Союза художников России;
1999 – «Янтарная палитра», Калининградский музей янтаря;
2002 – Выставка декоративно-прикладного искусства, Калининградская организация Союза художников России;
2003 – Первый региональный конкурс изделий из янтаря, Калининградский музей янтаря;
2004 – Второй региональный конкурс «Алатырь 2004», Калининградский музей янтаря, Россия;
2005 – Первый международный конкурс янтарных изделий «Алатырь 2005», Калининградский музей янтаря, Россия;

2007 – Вторая международная биеннале авторских работ из янтаря «Алатырь 2007», Калининградский музей янтаря, Россия;
2008 – Третья областная биеннале авторских работ из янтаря «Янтарная осень», Калининградский музей янтаря, Россия;
2012 – Первый всероссийский конкурс авторского ювелирного искусства, Калининградский областной музей янтаря, Россия;