Бениславский Роланд Адамович

Дата:
15 Декабря 2014

Родился в 1940 году в латвийском городе Кулдыга. В 1962 году окончил Лиепайское училище прикладного искусства и начал работать на Калининградском янтарном комбинате сначала ювелиром, затем художником. Член Союза художников России.

В творчестве Роланда Бениславского органично соединились традиции русского ювелирного искусства с особым подходом, который отличает прибалтийских мастеров. Ювелирные украшения, выполненные мастером, легки и изящны, их образный строй часто навеян мотивами русского фольклора. Как никто другой, он умеет «вскрыть камень». По словам художника, он работает с янтарем, как скульптор: отсекает все ненужное, чтобы открыть миру его особую красоту. Мастер любит иметь дело с редким ярко-красным, голубоватым и зеленоватым янтарём.

Кроме ювелирных украшений, Р. Бениславский создает сувениры, мозаичные шкатулки, мундштуки, настольные украшения. И сегодня он продолжает успешно работать не только с янтарем, но и с другими камнями: бирюзой, кораллом, хризопразом, а также с перламутром, кожей и деревом.

 

Роланд Бениславский родился и вырос в Латвии. Там же получил специальность мастера художественной обработки янтаря и металла, окончив Лиепайское художественное училище прикладных искусств. В 1962 году молодым специалистом он приехал на Калининградский янтарный комбинат, где проработал четырнадцать лет. В это время одновременно с созданием авторских работ он проектировал образцы для массового производства золотых и серебряных изделий.

Объединение «Союзювелирпром» постоянно отмечало эти модели в числе лучших, некоторые из них, как например, брошь «Латвия» (1963), выпускались комбинатом многие годы.

В 1960-е годы Р. Бениславский был активным участником художественной жизни нашего края. Он выступал за отказ от бездумного тиражирования устаревших изделий, ратовал за переход к изготовлению украшений малыми сериями, за внимание к уникальным авторским работам.

Вместе с другими художниками комбината Р. Бениславский стоял у истоков калининградской ювелирной школы. Он сразу проявил себя как художник-новатор. В его творчестве органично соединились традиции русского ювелирного искусства с особым подходом, который отличает прибалтийских мастеров. Ювелирные украшения, выполненные мастером в 70-е годы, легки и изящны, их образный строй навеян мотивами русского фольклора. В это время художник много экспериментировал с металлом, придумывая такие приемы его обработки, которые вслед за ним стали применять его коллеги по цеху. Например, в гарнитуре «Ромашка» (1972) вместо обычной гладкой металлической проволоки он использовал рифленую – изделие получилось пружинящим, подвижным, напоминающим трепещущий на ветру цветок. В гарнитуре «Мечта» (1972) он первым применил серебряное литье и наплавлениеметалла, что позволило создать совершенно новое по образному строю произведение. Ему даже удавалось изготавливать украшения из отходов штампованных серебряных форм: они получились столь оригинальными и современными, что их приобрел Калининградский музей янтаря (гарнитур «Роса», 1974).

Еще во время учебы Роланд Адамович научился бережному отношению к янтарю. Как никто другой, он умеет «вскрыть камень».

По словам художника, он работает с янтарем, как скульптор: отсекает все ненужное, чтобы открыть миру его особую красоту.

Мастер любит иметь дело с редким ярко-красным, голубоватым и зеленоватым янтарем. Иногда для создания нужного образа художник частично осветляет янтарь в растительных маслах, как в браслете «Радуга» (1979) и заколке «Солнце» (1979), в которых появляется постепенный переход от светлых к более темным тонам.

Широкое признание получили дизайнерские работы, которые были выполнены им в 70-80-е годы. Кроме ювелирных украшений, Р. Бениславский создает сувениры, мозаичные шкатулки, мундштуки, настольные украшения.

И сегодня он продолжает успешно работать не только с янтарем, но и с другими камнями: бирюзой, кораллом, хризопразом, а также с перламутром, кожей и деревом. Особенно зрелищными получаются изделия из перламутра (в их числе гарнитур «Голубые звезды»), а благодаря интуиции и художественному вкусу мастера, его произведения не кажутся вычурными.

Бениславский Р. А. родился в 1940 году в городе Кулдыга Латвийской ССР. В 1962 году окончил Лиепайское училище прикладного искусства, отделение по обработке металла и янтаря. В 1962 году начал работать на Калининградском янтарном комбинате – сначала ювелиром малосерийной группы, потом художником и старшим художником Янтарного комбината.

С 1966 года – член Союза художников СССР, с 1992 года – Союза художников России.

Участие в выставках:

1968 – Всесоюзная молодежная выставка, посвященная 50-летию ВЛКСМ, Москва;
1974, 1979, 1984 – Международная выставка ювелирного искусства, Яблонец (Чехословакия);
1975 – Областная отчетная выставка, Калининград;
1977 – Молодежная выставка «Мой город – Калининград», Дом художника, Калининград;
1978 – Молодежная выставка «Янтарная осень», Дом художника, Калининград;
1978 – Всесоюзная молодежная выставка, посвященная 60-летию ВЛКСМ, Москва;
1979 – «Художники Калининграда», Москва;
1980-1985 – Областная выставка «Янтарная осень», Калининградский музей янтаря;
1987 – Выставка ювелирного искусства из фондов Калининградского музея янтаря, Ольштын (Польша);
1988 – Республиканская выставка «Наука и космос на службемира», Калининградская художественная галерея;
1988 – Всесоюзная молодежная выставка, посвященная 70-летию ВЛКСМ, Москва;
1989 – Выставка ювелирного искусства из фондов Калининградского музея янтаря, города Карасхамн, Упсала, Вестерос, Худиксваль (Швеция);
1989-1991 – Передвижная выставка из фондов Калининградского музея янтаря, Курган, Орел, Ульяновск, Саракул, Иркутск, Минск (СССР); Торунь (Польша);
1991 – Областная выставка «Экспозиция янтаря», Дом художника, Калининград;
1993 – Областная отчетная выставка, Дом художника, Калининград;
1995 – Международная выставка «Янтаря притягательный свет», Калининградская художественная галерея;
1996 – Областная выставка «Осеннее созвездие», Дом художника, Калининград;
1999 – Юбилейная выставка «Янтарная палитра», посвященная 20-летию Калининградского музея янтаря, Калининградский музей янтаря;
2000 – Выставка, посвященная 50-летию Калининградской организации Союза художников России, Дом художника, Калининград;
2001 – Персональная выставка «Ритмы солнечного камня», Калининградский музей янтаря;
2003 – Первый региональный конкурс янтарных изделий, Калининградский музей янтаря.

Работы художника находятся в собраниях:

Калининградского музея янтаря, Калининградского областного историко-художественного музея, Калининградской художественной галереи, Рязанского художественного музея, Краеведческого музея г. Лиепая (Латвия); Выставочного комплекса г. Риги (Латвия).