Алмазова Наталья

Дата:
15 Декабря 2014

Родилась 9 января 1972 года в Калининграде. После трехлетнего обучения на филологическом факультете Калининградского университета стала работать в «Рембыттехнике», где освоила профессию ювелира. Янтарем занимается с 1996 года. Своими учителями считает Игоря Брасюнаса и Евгения Чекмарева. Участник неформального объединения художников «Романтический проект».

Любимыми темами произведений Натальи Алмазовой являются сюжеты, ассоциативно связанные с местными балтийскими мифами и легендами. В её работах сочетание ажурной и скульптурной резьбы создает неожиданное впечатление, давая зрителю возможность увидеть двойственную природу балтийского самоцвета: его почти невесомую легкость и насыщенную объемную плотность. Иногда в качестве образцов для своих произведений она использует скульптуры времен античности и Ренессанса, однако эти работы никогда не сводятся к простому копированию, но всегда становятся живыми и вполне самостоятельными авторскими интерпретациями. Художница нередко сочиняет небольшие новеллы, в которых пытается не столько объяснить, сколько дополнить зрительный образ оригинальной литературной ассоциацией.

 

Творческие способности проявились у Натальи Алмазовой еще в ранней юности. Она увлеченно лепила из глины фигурки животных, много рисовала, работала в технике коллажа, особенно близка была ей графика. По её мнению, такие неброские изобразительные средства, как тон и линия, способны очень точно и лаконично передать замысел художника.

В начале 1990-х годов Н. Алмазова прерывает учебу в университете и становится сотрудником одной из калининградских фирм по производству ювелирных украшений из янтаря и мельхиора. Знакомство с работами ведущих калининградских резчиков побудило начинающую художницу заняться янтарной глиптикой.

Ей давно нравился этот чарующий, мягкий и податливый в обработке камень. Сначала она делала на заказ предметы мелкой пластики – фигурки животных и мифологические персонажи, позже среди её работ стали появляться более сложные композиции, в которых резьба становится более тонкой и даже изощренной, напоминающей паутину.

Любимыми темами её произведений часто являются сюжеты, связанные с местными балтийскими мифами и легендами. Однако художница воспроизводит их не буквально, а ассоциативно. Так, например, в работе «Кошка с рыбкой» (1998) представлена аллегория борьбы двух стихий – Земли и Моря.

На высокой тонкой подставке укреплен резной шар из янтаря с рыбкой внутри, сверху на шаре в изогнутой позе хищника застыла кошка. Сочетание ажурной и скульптурной резьбы в одном изделии создает неожиданное впечатление, давая зрителю возможность увидеть двойственную природу балтийского самоцвета: его почти невесомую легкость и насыщенную объемную плотность. Такой подход к янтарю вообще характерен для неформального объединения калининградских камнерезов «Романтический проект», участником которого с момента основания является Н. Алмазова.

Неизменное восхищение у знатоков и почитателей янтарного искусства вызывает её работа «Эльф» (1999). Грациозная и по-детски беззащитная фигурка маленького эльфа устремлена вперед навстречу ветру и солнечным лучам. Она установлена на постаменте из цельного камня, благодаря тончайшей резьбе превращенного в фантастическое сплетение из стеблей и листьев. Хорошо продуманная по отношению к форме камня композиция в сочетании с виртуозной резьбой придают образу трогательного сказочного существа значение подлинного символа чистоты и невинности.

Иногда в качестве образцов для своих произведениях она использует скульптуры времен античности и Ренессанса, однако эти работы никогда не сводятся к простому копированию, но всегда становятся живыми и вполне самостоятельными авторскими интерпретациями. В скульптурной группе «Амур и Психея» (2003) обе фигуры четко очерчены, что придает композиции динамичность, а тонкая проработка деталей подчеркивает нежную грациозность устремленных друг к другу тел.

Проявляя внимание к зрителям своих произведений, Наталья нередко сочиняет небольшие новеллы, в которых пытается не столько объяснить, сколько дополнить зрительный образ оригинальной литературной ассоциацией.

Работы Н. Алмазовой на вид кажутся очень хрупкими, но это обманчивое впечатление. Прочность им придает тщательно продуманная конструкция и высокоточные расчеты всех элементов композиции, а также то, что наиболее тонкие детали заменяются другими материалами, в частности костью.

Зоя Костяшова

Участие в выставках:

1998 – Первая выставка объединения «Романтический проект», Калининградский музей янтаря, Россия;
1999 – Вторая выставка объединения «Романтический проект» «Открытая природа», Музей Мирового океана, Калининград, Россия;
2000–2002 – выставка «Янтарная каюта», Музей Мирового океана, Калининград, Россия;
2003 – выставка, посвященная 300-летию Санкт-Петербурга, Москва, Россия;
2004 – Второй региональный конкурс янтарных изделий «Алатырь 2004», Калининградский областной музей янтаря, Россия;
2006 – выставка, посвящённая 60-летию янтарной отрасли Калининградской области, Калининградский областной музей янтаря, Россия;
2007 – Вторая международная биеннале авторских работ из янтаря «Алатырь 2007», Калининградский областной музей янтаря, Россия;
2009 – Третья международная биеннале авторских работ из янтаря «Алатырь 2009», Калининградский областной музей янтаря, Россия;
2011 – Четвёртая международная биеннале авторских работ из янтаря «Алатырь 2011», Калининградский областной музей янтаря, Россия;
2013 – ювелирная выставка «Янтарь Балтики», выставочный центр Балтик-Экспо, Калининград, Россия;
2013 – Пятая международная биеннале авторских работ из янтаря «Алатырь 2013», Калининградский областной музей янтаря, Россия;
2015 – Шестая международная биеннале авторских работ из янтаря «Алатырь 2015», Калининградский областной музей янтаря, Россия.

Награды:
2007 – диплом за мастерство исполнения, Вторая международная биеннале авторских работ из янтаря «Алатырь 2007», Калининградский музей областной янтаря, Россия;
2009 – диплом в номинации «Мастерство», Третья международная биеннале авторских работ из янтаря «Алатырь 2009», Калининградский областной музей янтаря, Россия;
2011 – специальный диплом Калининградского отделения Союза художников России, Четвёртая международная биеннале авторских работ из янтаря «Алатырь 2011», Калининградский областной музей янтаря, Россия.
2013 – диплом лауреата в номинации «Камнерезные работы» ювелирной выставки «Янтарь Балтики», Калининград, Россия.