Брасюнас Игорь Владиславович

Дата:
15 Декабря 2014

ИГОРЬ ВЛАДИСЛАВОВИЧ БРАСЮНАС
(1955–2005)

Ко времени, когда в начале 1990-х годов Игорь Брасюнас обратился к работе с янтарем, за плечами художника была богатая неординарными событиями жизнь. Родом с Урала, он получил художественное образование в знаменитом Абрамцевском училище под Москвой. В 1970-е годы Игорь серьезно увлекался философией, обращался к религии, являлся приверженцем анархо-синдикализма, стал заметной фигурой в неформальном движении советских хиппи. В те годы он жил в Москве и Ленинграде, много путешествовал по стране, основывал новые коммуны «цветов жизни». Это была вольная, длинноволосая жизнь без прописки, стабильной работы, не отягощенная заботами о хозяйстве и быте. Опыт страстных духовных исканий тех лет в сочетании с блестящей профессиональной подготовкой и сформировали художника нестандартно мыслящего, творчески раскрепощенного, искреннего и очень требовательного к себе.

Талант резчика впервые во всей полноте раскрылся в вильнюсский период жизни И. Брасюнаса, когда по заказу римско-католической церкви Литвы им были созданы несколько деревянных скульптурных композиций на евангельские сюжеты, а также распятия, кресты и другие предметы церковной утвари.

Переезд в 1983 году в Калининград предопределил обращение художника к янтарю. Но это произошло не сразу. Привыкнув работать с хорошо передающими объем деревом и глиной, он долгое время отказывался замечать пластические возможности балтийского самоцвета. «Янтарь – неспешный камень, чтобы познать его, нужны годы, – говорил художник. – Он гораздо сложнее, чем мрамор, бронза или дерево. Скульптурная работа в нем незаметна, резные детали размыты, а виден лишь один светящийся на солнце силуэт. Кроме того, янтарь редко бывает однородным по цвету, а его блеск и своеобразный рисунок еще больше “ломают” придуманную резчиком форму». Потребовалось десять лет, чтобы художник не только изменил свой прежний взгляд на янтарь, но и сумел в совершенстве овладеть этим новым для него материалом.

В начале 2000-х годов Игорь Брасюнас уже был всеми признанным мастером резьбы, автором изысканных камей, изящных, с тонкой проработкой деталей инталий, но наиболее ярко его талант проявился в скульптурных произведениях из янтаря.

Художник хорошо чувствовал особенности камня, для него важно все: цвет, фактура, форма, способность янтаря отражать и одновременно поглощать свет. В таких его работах, как «Сфинга» (1998 г.), «Георгий Победоносец» (1999 г.) и других, композиция хорошо продумана по отношению к форме камня, иногда она наполнена множеством деталей и даже излишне декоративна и вызывает ассоциации с русской холмогорской резьбой по кости, когда тонко моделированный рельеф сочетается со сквозной, насыщенной валютообразными завитками резьбой.

Игорь любил делать шахматы, в образном строе которых использовались военные или восточные мотивы. При этом резные фигурки выполнялись в полный рост, позы их были замысловаты, полны изящества и внутренней энергии. Кажется, пройдет еще мгновение, и они ринутся в бой. Шахматная доска, сделанная в технике мозаики, украшена гравированными пластинами с использованием подкладки из золотой фольги. В таких работах можно усмотреть влияние искусства старых немецких мастеров.

Помимо скульптуры, художник много экспериментировал и с другими формами. Он автор необычной серии флаконов и колец «Fossil-Art» («Окаменелое искусство»), в которых природные формы янтаря дополнены произвольными и даже абстрактными элементами, что создает яркий декоративный эффект.

Будучи художником, безусловно, интеллектуальным, хорошо знакомым с традициями разных культур, И. Брасюнас не был чужд эстетике постмодернизма. В его творческом наследии можно найти мотивы и влияние искусства разных времен и народов – от Древнего Египта, Индии, Японии до работ русских косторезов. Весь этот многообразный опыт не просто копировался, а творчески переосмысливался художником. Он умел интересно и зачастую неожиданно сочетать разные стили, а благодаря вдохновенному таланту, безупречному вкусу и твердой руке резчика, его творения были всегда органичны и совершенно лишены столь характерного для современных мастеров налета эклектичности.

Творческие искания Игоря Брасюнаса оказали заметное влияние на начинающих мастеров и его коллег по цеху. Не случайно именно он стал идейным вдохновителем и организатором первого в истории области неформального объединения художников «Романтический проект», вокруг которого сплотились многие талантливые калининградские резчики по янтарю.

Зоя Костяшова

Брасюнас И.В. родился в городе Лысьва Пермской области, позже переехал с родителями в Челябинск. После окончания средней школы три года обучался в Абрамцевском художественно-промышленном училище им. В.М. Васнецова на отделении керамики, где также занимался резьбой по дереву и обработкой камня. С 1983 г. постоянно жил и работал в Калининграде. Начал участвовать в выставках с 1995 г.

Участие в выставках:

1995 – «Янтаря притягательный свет», Калининградская художественная галерея;
1998 – «Золотой янтарь», Музей им. Вернадского, Москва;
1998 – 1-я выставка объединения «Романтический проект», Калининградский музей янтаря;
1998 – «Прошлое, настоящее, будущее», Калининградская художественная галерея;
1999 – Международная выставка янтарных изделий, Музей янтаря, Рибниц-Дамгартен (Германия);
1999 – «Янтарная палитра», Калининградский музей янтаря;
1999 – 2-я выставка объединения «Романтический проект» «Открытая природа», Музей Мирового океана, Калининград;
2000 – «Золото Балтики», Калининградский музей янтаря;
2001 – Выставка «Янтарная каюта», Музей Мирового океана, Калининград;
2001 – «Янтарь в природе», Калининградский музей янтаря;
2001 – «Русское искусство», г. Дубровник (Хорватия);
2001-2003 – Выставка-конкурс «Ювелирный Олимп», Санкт-Петербург;
2003 – Первый региональный конкурс янтарных изделий, Калининградский музей янтаря.

Награды:

1998 – Диплом участника выставки «Золотой янтарь», Музей им. Вернадского, Москва;
2002 – Диплом участника выставки «Русское искусство», г. Дубровник, Хорватия;
2002 – Приз журналистских симпатий выставки-конкурса «Ювелирный Олимп», Санкт-Петербург;
2003 – Диплом за мастерство Первого регионального конкурса янтарных изделий, Калининградский музей янтаря.

Работы художника находятся в собраниях: Калининградского музея янтаря; Калининградской художественной галереи; Музея Мирового океана, Калининград; Галереи янтаря, Вильнюс (Литва).