Веретельник Андрей Анатольевич

Дата:
15 Декабря 2014

Андрей Веретельник, известный сегодня калининградский мастер по янтарю, соприкоснулся с этим загадочным камнем в начале 1990-х годов. Благодаря полученному техническому образованию он приобрел такие профессиональные навыки и умение владеть инструментами, которые помогли ему быстро постичь секреты обработки солнечного камня. Янтарь сразу пленил художника, стал смыслом и сутью его творчества.

Первые работы Андрея – это резные вставки в ювелирные украшения в виде женских головок, львов, белочек и других животных. Кроме камей и барельефов, он создавал большие и маленькие пасхальные яйца с сюрпризами, подражая работам Карла Фаберже, но в то же время сам продумывал конструкцию и художественное решение изделий, часто украшал их рельефными вставками из контрастного по цвету янтаря с изображением ликов святых. Художник считает, что в таких сложных по конструкции изделиях вопросы технологии часто выходят на первый план, иногда для их создания приходится даже изготавливать специальные инструменты.

А. Веретельник вслед за немецкими мастерами XVII – XVIII вв. охотно сочетает янтарь и кость, особенно при изготовлении столовых приборов и ножей для разрезания бумаги. По мнению художника, гладко отполированная, с матовым блеском поверхность точеных костяных деталей хорошо оттеняет фантазийный рисунок янтаря. Иногда мастер украшает изделия изысканной резьбой в виде растительного орнамента или прозрачными сверкающими вставками из янтаря с инклюзами. Гармоничное сочетание материалов и доведенная до совершенства техника создают интересный декоративный эффект, к тому же эти столовые приборы прочны и удобны для использования. Они всегда снабжены специальной подставкой или футляром.

Однако самые привлекательные и неповторимые работы А. Веретельника – это миниатюрные декоративные сосуды объемом от 1 до 50 мл. Как правило, сначала он обтачивает камень на токарном станке, а затем вручную украшает изделие резьбой. Во флаконе «Вьюнок» (2001) все детали сосуда соединены посредством шпунтовых креплений (сочетаний выступов и углублений), которые использовали старые мастера для конструирования шкатулок, кружек и бокалов, что придает изделию прочность и устойчивость. Вручную сделаны четыре тонких стебелька с листочками на концах, которые удерживают сосуд на весу, создавая впечатление парения в воздухе.
 
Если во флаконах из прозрачного янтаря много резьбы, которая способна играть на свету, то в изделиях из непрозрачного, «пейзажного» янтаря художник чаще всего оставляет гладкие поверхности. В этой связи очень интересна его большая серия флакончиков-подвесок из янтаря с инклюзами, немного напоминающих неолитические амулеты. В них умело используются естественная форма камня, его шероховатая, неровная фактура, и даже природные дефекты зачастую становятся одним из декоративных элементов.
 
Будучи уже вполне сложившимся и признанным мастером, Андрей Веретельник далеко не исчерпал свои творческие возможности. В его последних работах, по-прежнему технически совершенных, ощущается стремление выйти за рамки привычных образов, больше довериться своему художественному воображению.
 
 
Зоя Костяшова
 
 
Родился в 1969 году в Севастополе. В 1988 году окончил Севастопольский судостроительный техникум и приехал на работу в Калининград на судостроительный завод «Янтарь», где работал слесарем. В 1988-1990 годах служил в армии, затем на непродолжительное время вновь вернулся на завод. С 1992 года увлекся обработкой янтаря, обучался резьбе у художницы Л. С. Дубравиной. Работал в разных янтарных фирмах. С конца 1990-х годов принимает участие в выставках.
 
Участие в выставках:
 
1999 – Международная выставка янтарных изделий, Музей янтаря, Рибниц-Дамгартен (Германия);
1999 – «Янтарная палитра», Калининградский музей янтаря;
1999 – 2-я выставка объединения «Романтический проект» «Открытая природа», Музей Мирового океана, Калининград;
2000 – «Золото Балтики», Калининградский музей янтаря;
2000-2002 – «Янтарная каюта», Музей Мирового океана, Калининград;
2001-2004 – «Янтарь Балтики», выставочный центр «Балтик-Экспо», Калининград;
2001 – «Русское искусство», Дубровник (Хорватия);
2003 – Первый региональный конкурс янтарных изделий, Калининградский музей янтаря.
 
Работы художника находятся в собраниях:
Калининградского музея янтаря; Музея Мирового океана, Калининград; патриарха Русской православной церкви Алексия II.