«Красота повседневной жизни»

Date:
17 June 2013
Source:
Press Office of the Amber Museum

Под таким названием в Музее янтаря открыта выставка предметов городского быта. Десятилетнее сотрудничество в области культуры Калининграда и Лодзи было отмечено организацией тематических выставок из собраний музеев Лодзи и Калининграда. Весной 2012 года в Лодзи с большим успехом прошла выставка «Янтарный берег России». Были представлены образцы янтаря с разными особенностями формы, текстуры и цвета, янтарь с инклюзами (включениями), изделия современных художников по янтарю, продукция Кёнигсбергской янтарной мануфактуры и Янтарного комбината. Осенью 2012 в Калининградском Музее янтаря открылись две выставки: «Современное ювелирное искусство Польши из Академии изящных искусств и дизайна г. Лодзь и «Красота повседневной жизни» из Музея истории города Лодзь.

Музей истории города Лодзь основан в 1975 году и располагается в комплексе зданий, принадлежащих в прошлом финансисту и промышленнику И. Познаньскому.

Рубеж XIX – ХХ веков называют «золотым веком» в истории Лодзи, т.к. развитие промышленного производства привело к экономическому процветанию многочисленного городского населения.

Повседневная жизнь в Европе на рубеже XIX – ХХ веков была наполнена смешением старых и новых условий быта, новыми приемами реализации привычных потребностей, предметами, изготовленными массовыми тиражами на основе промышленных технологий. Ощущение новизны жизни подкреплялось и новыми эстетическими моделями, выражающими сущность одного из направлений модерна – ар-нуво. Новая эстетика выражала потребительские идеалы среднего класса, стремившегося подражать аристократии, но не без осознания своей ведущей роли в общественной жизни. Поэтому эстетика ар-нуво вмещает в себя как высокие, элитарные идеалы, так и прагматические, мещанские.

На выставке в Музее янтаря представлен широкий спектр предметов, выражающих эстетические потребности среднего класса. Это металлическая и фарфоровая посуда, столовые принадлежности, письменные и туалетные приборы, одежда и аксессуары, и, конечно же, образцы ткацкого производства, которыми и сегодня славится Лодзь. На выставке представлены образцы изделий из популярного на рубеже XIX – ХХ веков дамаста. Салфетки, скатерти, покрывала имеют характерный для ар-нуво цветочный с разводами рисунок. Благодаря сочетанию атласного и полотняного переплетения он мягко сияет на всей поверхности или у каймы. Промышленное производство того времени, насыщая спрос большим ассортиментом изделий, вносило изменения в восприятие людей объектов личной культуры. «Обезличенность» того, что создается машинным методом, преодолевалось методом ручной доработки: вышивкой, кружевами, пайетками, тесьмой.

Продукция из металла, созданная на фабриках Норблина, Фрагета, Кайзер Зона, Плевкевича, также представлена на выставке.

Это столовые приборы, тарелки, вазы, часы, подставки под книги и др. Изготовленные при помощи новейших тогда промышленных методов (штанцевание, серебрение, машинная металлопластика…) и богато декорированные в стилистике ар-нуво, они многозначительно указывали на современность и преуспевание своих владельцев.

Декор в стилистике ар-нуво предполагает тесную связь с природными формами, преимущественно растительными, преображёнными эстетикой модерна. И до рубежа XIX – ХХ веков художники декоративно-прикладных искусств обращались к цветочным композициям, но новые формально-содержательные приёмы интерпретации их выразительных свойств в стиле модерн самостоятельны и оригинальны. Из образов растительного мира выделяются те, которые обладают способностью к движению особого рода – оплетанию, охватыванию, слиянию… – болотные растения и другие представители «дикой» природы: кувшинки, лилии, камыши, маки, астры, сопровождаемые криволинейными разводами рисунка, имитирующими их стебли. Часто стебли перерастают в очертания змеиных тел или волос загадочных дев. Крупные, тяжелые, полностью раскрывшиеся головки цветов томно клонятся в такт ритмике всей орнаментальной конструкции. Ракурсное впечатление также весьма разнообразно – вид сбоку, сверху – вплоть до плоскостной развертки цветочного диска на предмете. Трансформация натурных изобразительных мотивов в условно-символическую происходит ещё и по причине необходимости согласовывать декор с формой предмета. Это вызывает своеобразные для ар-нуво приемы использования пропорций, ритма, масштабов и цвета.

Примером такого подхода к использованию одного и того же растительного мотива – стеблей и цветков мака являются экспонаты из музея Лодзи: тарелка и ваза (Германия, мастерская Й.П. Кайзер Зон [J.P. Kayser Sohn], [Leucondie Mettallwarenfabrik], оловянный сплав, литьё). Ваза, как предмет, чей объем развивается в вертикальном, естественном для роста растения, направлении, декорирована стеблями, листьями и маковыми цветами, охватывающими тулово вазы и направляющимися от основания к горлышку. Головы цветов видны сбоку, сборчатые лепестки приоткрыты и дают возможность видеть тычинки и пестики цветка. Движение растения медленное, деликатное, женственное – вполне согласующееся с изменениями объемов вазы и волнистым завершением горловины. Тарелка – предмет, который имеет свойство развиваться в горизонтальной плоскости, и имеющаяся для декора поверхность имеет округлые очертания. В слегка углубленном центре тарелки находятся три сердцевидных листа водного растения, в промежутках между ними – S-образные линии, обозначающие водную гладь. Из них выходят стебли трёх маков, которые завершаются двумя профильными изображениями цветков и одним предельно раскрытым, буквально распластанным на плоскости. Вместе с ограничением плоскости предмета завершается и движение растений. Плоскостный, пластичный характер декоративных рельефов этих предметов, несмотря на визуальную разницу, создает сходный осязательный эффект. Цвет и блеск бронзы, её пластические свойства согласованы и подчеркнуты характером декора. Это и есть эстетическая особенность ар-нуво, представленная в разнообразных материалах и предметах на выставке в Музее янтаря.

Кроме образцов промышленного производства заводов Польши, Германии, Италии, Франции на выставке можно увидеть изделия, созданные в России. В экспозиции находятся образцы недорогой посуды, произведенной в одном из производственных филиалов «фарфорового короля» Матвея Сидоровича Кузнецова – в мастерской в поселке Буды Харьковской губернии. Продукция этой мастерской-склада отправлялась на западные и южные рынки. При её изготовлении использовался новейший для того времени метод промышленного декорирования – термоаппликация. Утонченные гирлянды и венки, изысканные ирисы, позолота в сочетании с выверенными пропорциями предметов делают «кузнецовский» фарфор и фаянс популярным и сегодня. Демонстрация успехов и сопутствующих промышленно-художественному производству эстетических проблем, региональные вариации ар-нуво, особенности «жизни» предметов быта, ностальгические переживания, удивление и открытия… – ожидают Вас на выставке «Красота повседневной жизни» в Калининградском Музее янтаря.