Бронзовые торсы Габриэля Дьяна

Date:
17 June 2013
Source:
Press Office of the Amber Museum

Бронза как материал для произведений искусства и культуры известна с древности и ее физические и эстетические качества до сих пор признаются, особенно в художественной среде, как превосходные. Пластические и разнообразные по цвету и фактуре визуальные достоинства бронзы позволяют мастеру обратиться к публике с художественным текстом любой сложности.

В творчестве Габриэля Дьяна бронза является преобладающим материалом. Использование широкого разнообразия возникающих в процессе работы с бронзой пластических свойств, делают художественный язык скульптора одновременно уникальным и универсальным.

Являясь графиком, живописцем, скульптором малых и больших форм, Габриэль Дьяна освоил многие темы и жанры, но главным в его творчестве является образ человека. Отдельные фигуры, бюсты, торсы, рельефы дают возможность понять своеобразие стиля художника.

Тема торса в искусстве, появившаяся в эпоху Возрождения, является результатом интереса к скульптуре античности. Осознание художественной ценности человеческого тела, признание значимости каждой его части, способной заменить целое, стало новым опытом для европейцев в восприятии человека и его воплощения в искусстве. Переживание памятниками многовекового забвения связано с деформациями, утратами частей, нарушениями поверхности. Современный внешний вид многих произведений античности скорее всего шокировал бы древних мастеров, но мы смотрим на сохранившиеся фрагменты их творений по-другому – через наш культурный опыт и европейские ценности.

Современное искусство обращается к теме торса так часто, как часто возникает необходимость изображения человека «вообще», вне расовых, культурных или личностных особенностей. Кроме этого, по мнению Габриэля Дьяна, форма торса освобождает от необходимости анализировать мимику лица, характер взгляда, соотносить образ скульптуры с конкретным персонажем или типажом. Художественный язык скульптурной формы торса способен передать переживания человека универсальным языком пластики тела. И именно это дает свободу в интерпретации художественного образа, как художнику, так и зрителю.

Античные торсы – это сложившиеся в результате индивидуальной «судьбы» памятника образы человека. Современное искусство намеренно создает «судьбу» произведения, часто не только не скрывая этого, а демонстрируя условность выбранной темы.

Общая композиция бронзовых торсов Г.Дьяна кроме скульптуры тела состоит из прямоугольного плоского основания, а между скульптурой и основанием находится, поддерживающий все произведение, стержень. Эта конструкция, одновременно, и часть композиции, и пьедестал. Задняя часть торсов часто приоткрывает «пространство» тела. Эта визуализированная пустота позволяет видеть объем изнутри, а иногда создает впечатление «доспехов», которые можно «приложить» к себе. Проработка внутренней поверхности бронзы включается в общий образный строй композиции.

В работе «Бюст беременной женщины» (2008), скульптор придал бронзе коричневый, насыщенный цвет. Гладкая и местами бликующая поверхность подчеркивает объемы, придает телу энергию наполненности и оптимизма. Подчеркнутая объемность передает особый драматизм темы – женское тело пока сдерживает зреющую жизнь и временное равновесие переходит в ощущение красоты особой силы – женственной, сильной, торжественной. Ее подчеркивает и контраст между плавными и округлыми объемами груди и живота и явной определенностью перехода одного объемного элемента в другой. В согласии с контрастами ритм чередования объемных элементов, цвета и света создают ощущение мужества. В итоге складывается реалистический и возвышенный образ.

Торс «Гермафродит» (2000) демонстрирует другой подход художника к пластическим свойствам бронзы. Качества телесности созданы мелкими следами «лепки», выпуклости и углубления поверхности невелики. Эта мягкая моделировка совершенно согласуется с впечатлением слабости и общей грусти. Неочевидные черты Женственности и Мужественности рождают одновременно эротические и меланхолические чувства. Осознание трагического в образе Гермафродита происходит одновременно с пониманием выражения художником нежности и сочувствия персонажу древнегреческой мифологии.

Фигура Гермафродита находится в покое, но асимметрия (правая рука предполагает выразительный жест) способствует развитию впечатления возможного движения или изменения. Темный оливково-коричневый цвет патины, мягкий ритм объемов, впадин и углублений создают психологически закрытое, интимное пространство вокруг торса.

Торс «Suggestion» – своеобразный «бронзовый гимн» женственной юности. Творческая игра художника и зрителя строится на сопоставлении ощущений присутствия и одновременного отсутствия некой молодой персоны. Торс представляет собой майку, облегающую юное воображаемое тело. Игра продолжается и в левой части торса, где край одежды собран в складки воображаемой же рукой. Сопоставление юмора и эротики, игры и естественности вызывает целую гамму чувств и смыслов. Это создает ощущение наполненности визуальной формы жизнью, энергией и радостью. Цвет патины – благородная зелень – приводит в гармонию чувственность и интеллектуальность. Формируется вневременный образ обаяния юности, смелости и свободы.

Всего три произведения, три разных образа не могут дать исчерпывающего впечатления о стиле художника. Но на их примере мы можем видеть разнообразные приемы пластического языка Г.Дьяна, его умение как скульптора осмыслить в объемной форме сложнейшие понятия: эротика и юмор, эротика и меланхолия, женственность и мужественность, сила и слабость, жизнь. Творческая манера скульптора характеризуется живописностью, интимностью и лиричностью.

Даже такой узкий круг произведений Габриэля Дьяна дает представление о многогранных свойствах его таланта художника. Владение пластическим языком бронзы и мрамора, художественное мышление от масштабов монументальных объектов до произведений мелкой пластики, интеллектуальность и гуманизм – вот лишь некоторые штрихи к описанию творчества Габриэля Дьяна.